Содержание тома

Экономическая теория

Финансовое развитие и экономический рост: анализ подходов к проблеме
Новиков А.В.,  Новикова И.Я.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-251-266
УДК: 336
Аннотация:

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о соотношении экономического роста и финансового развития. И зарубежные, и российские авторы имеют противоположные точки зрения на соотношение экономического роста и финансового развития. В статье утверждается, что финансовое развитие для развивающихся стран является фактором экономического роста. Приведен обзор подходов, доказывающий влияние финансового развития и его механизма – финансового рынка, на экономический рост. Для иллюстрации этого вывода проанализированы исследования, направленные на изучение теоретических аспектов оценки соотношения уровня развития финансового рынка и экономического роста. Исследовано формирование методических основ оценки влияния уровня развития финансового рынка на экономический рост, выявлены инструментальные методы, позволяющие количественно измерить уровень развития финансового рынка и экономический рост, проанализированы рекомендации, позволяющие разработать меры по усилению значимости финансового рынка для ускорения экономического роста страны.

Так ли надо учить школьников экономике?
Ханин Г.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-267-276
УДК: 37.015.6
Аннотация:

В связи с крайне низким уровнем экономического уровня нынешних российских ученых и практиков-экономистов надежды возлагаются на молодое поколение. В связи с этим рассматривается рекомендованный министерством просвещения РФ учебник по экономической теории для школьников 10-11 классов, выдержавший 26 изданий. Он не способен вызвать у школьников интерес к экономике, скорее отвращение. Он неоправданно сконцентрирован на экономической теории в ущерб практике, слишком усложнен и скучен, почти игнорирует проблемы российской экономики и стран третьего мира. 

        Утверждается, что курс экономики для старшеклассников может быть не только содержательным и полезным, но и увлекательным. Советская и российская экономика полна загадок, что отвечает увлечению школьников детективами и разгадыванием ребусов. Предлагается программа желательного курса экономики для школьников. Излагается краткое содержание новых глав. Показываются субъекты экономики, заинтересованные в качественных школьных учебниках. Рекомендуемому Министерством просвещения РФ учебнику противопоставляются вышедшие ранее несравненно более содержательные и увлекательные учебники для старшекласcников.

Состояние машиностроения в современной российской экономике
Бозо Н.В.,  Малышева Е.В.,  Филатьева Н.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-277-290
УДК: 332.1
Аннотация:

В развитых странах машиностроение является ведущей отраслью промышленности. Обеспечивая многие отрасли машинами и оборудованием, являясь главным звеном в системе межотраслевых связей, машиностроение обеспечивает высокую занятость населения. Требуя высокой квалификации работников, способствует росту образовательного уровня населения и развитию научно-технического потенциала страны. Инновации в машиностроении создают основу для увеличения объема производства и качественного изменения структуры промышленности. Это создает синергетический эффект для экономики в целом. Но недостаток инвестиций в инновационные технологии и процессы, ограниченность модели импортозамещения и недостаточная поддержка экспортной модели существенно затрудняют быстрое и эффективное развитие машиностроительной отрасли. Специфические особенности развития машиностроения (наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, потребность в кооперации, ориентация на потребителей) отражаются на его географическом размещении. Несмотря на снижение количества предприятий и занятости в машиностроительной отрасли, вклад отрасли в ВДС стабилен. При этом на будущее машиностроения будет влиять заинтересованность государства в развитии всех отраслей с высокой добавленной стоимостью.

В статистике инновационная активность в машиностроении начала рассматриваться относительно недавно. Наиболее высокие показатели инновационной деятельности относятся к высокотехнологичному машиностроению. Доля участия государства в поддержке инновационной деятельности как в обрабатывающей промышленности, так и в машиностроении увеличивается. Рассчитаны коэффициенты специализации для всех Федеральных округов и каждого из 85 субъектов Федерации за период 2007–2017 гг. Расчеты проводились по всем видам экономической деятельности, согласно классификатору ОКВЭД. Выявлены отрасли специализации для каждого из регионов. Определена группа регионов, где сосредоточено машиностроение. Именно эти 19 регионов не меняли свою отрасль специализации в течение анализируемого периода с 2008 по 2017 гг.

Вопросы типологии инфраструктуры муниципальных образований
Скрипкина Т.Б.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-291-310
УДК: 311.313
Аннотация:

Предметом настоящего исследования является неравномерность развития инфраструктуры в муниципальных районах Российской Федерации. В статье приведена авторская методика типологии муниципальных образований по уровню развития инфраструктуры, позволяющая преодолеть недостатки информационной базы муниципальной статистики с помощью алгоритма импутации данных. Предлагаемый подход решает проблему слабой структурированности совокупности с помощью комбинации четырех методов многомерной статистики (кластерного анализа, факторного анализа, метода метрического многомерного шкалирования и дискриминантного анализа) в рамках сочетания вариационной и совокупностной концепций типологии данных. Идея рассмотренной методики заключается в том, что если объект в результате применения различных методов типологии попадает в один и тот же тип, то он является устойчивым представителем данного типа. Набор таких объектов по каждому типу используется в качестве обучающих выборок для проведения дискриминантного анализа, который посредством математического аппарата позволяет типологизировать оставшиеся переходные объекты. Апробация методики проведена на совокупности муниципальных районов Российской Федерации по состоянию на 2018 г. Выделено четыре типа муниципальных районов: с высоким, удовлетворительным, недостаточным и низким уровнем развития инфраструктуры. По состоянию на 2018 г. 89 (5,1%) муниципальных районов Российской Федерации имеют высокий уровень развития инфраструктуры, 308 (17,6%) – удовлетворительный, 570 (32,6%) – недостаточный, 783 (44,7%) – низкий. Показана обратная зависимость уровня развития инфраструктуры муниципальных районов и степени урбанизации территории: наибольшее количество районов с высокоразвитой инфраструктурой расположены на территориях с существенной долей сельского населения.

Социальный идеал и общественное сознание

Нравственные начала в жизни общества
Чешев В.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-311-329
УДК: 316.62:17.02
Аннотация:

В статье исследуется воздействие нравственных начал на исторически складывающиеся общественные отношения. Обращение к названной проблеме опирается на концептуальный подход к происхождению и природе нравственных начал как проявлению моральных принципов. Мораль возникает в социогенезе как совокупность принципов, определяющих социальное поведение человека. Моральные основания обеспечивают внутривидовую культурную (негенетическую) солидарность, необходимую для системной организации человеческих сообществ. Отмечается, что моральное сознание индивидов, регулирующее межличностные отношения, является необходимым, но недостаточным средством для транслирования нравственных принципов. Нравственность находит свое выражение во взаимоотношении общества и личности. Общество решает задачу воспроизводства моральных регуляторов, оно по необходимости вносит их в характер общественных отношений.

Автор обращается к теме преодоления субъективизма в нравственности, поднятой в свое время в русской философии. Рассматривается пример из античного прошлого, который демонстрирует глубокое различие между человеческой моралью внутри той или иной социальной группы и моральными принципами, определяющими отношение представителей той же социальной группы к индивидам, занимающим другое положение в обществе. Недопустимое внутри группы оказывается вполне допустимым вне ее, с чем также соглашается общественное сознание эпохи. В конечном счете общество как собирательный субъект регулирует нравственные отношения индивидов как между собой, так и в их отношении к самому обществу и общественным обязанностям. Средствами, обеспечивающими такую регуляцию, могут быть как религиозная вера, так и формы светского сознания. Особое внимание уделено социальным механизмам утверждения общественной морали в период становления промышленной эпохи. В частности, показана возрастающая роль хозяйственной этики и ее влияние на нравственное сознание общества в процессе возникновения светского индустриального общества. В статье показано, что прогресс в развитии индивидуальной нравственности требует своего воплощения в нравственной норме общественных отношений, вне которых происходит деградация и разрушение общества.

Идеальная религия для идеального государства
Афонасина А.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-330-350
УДК: 091
Аннотация:

Наверное, каждый из нас имеет представление об идеальных условиях, в которых ему хотелось бы жить. У всех они будут различаться в зависимости от степени амбиций и уровня образованности. Но можно найти и общие пожелания, ведь мы не живем изолированно (возможно, за исключением редких особых случаев) и нуждаемся со стороны других людей в гарантиях того, что они готовы согласиться на определенные правила и условия для наилучшего сосуществования. Поиском таких общих или даже необходимых требований для создания идеального социального устройства впервые занялся Платон. Он рассматривает разные аспекты социальной действительности: разделение общества на сословия, особенности воспитания и образования для каждого из них, каким должно быть физическое устройство города и его религия. Именно религии наряду со связанной с ней культовой деятельностью и праздниками посвящена настоящая работа.

В Древней Греции религия пронизывала все сферы жизни людей. Правильнее было бы сказать, что религии отдельно от повседневной жизни попросту не существовало. Конечно, можно выделить крупные религиозные события в виде торжественных организованных шествий, знаменующих смену времен года, посвященных сбору урожая или каким-то памятным датам. Но чаще всего религиозные практики были плотно вплетены в жизнь людей, так что даже политические и военные действия сопровождались подношением богам или консультацией с оракулом. Понимая, какую роль в воспитании граждан играет религиозная деятельность, Платон не стремится создать абсолютно новую народную религию, но будучи философом, заинтересованным в общем благе, он начинает иначе интерпретировать образы традиционных греческих богов. Больше всего он уделяет внимание Зевсу, Дионису и Афродите. Проведя сравнение между традиционными представлениями о богах и тем, какими их изображает Платон, мы приходим к выводу, что философ проделал серьезную работу по рационализации их образов. Зевс перестает быть известным женолюбом и главой Олимпа и приобретает черты творца, единственного благого бога, который не способен ни на какое зло и несправедливость. Бурное веселье, пляски и опьянение, становившиеся ранее причиной многих бед и связанных с Дионисом, теперь объявляются полезными с точки зрения испытания на прочность и честность, с одной стороны, и с другой – понимаются как необходимое средство для выплескивания негативной энергии и сплочения людей. Неконтролируемое эротическое желание, насылаемое Афродитой, рассматривается Платоном как поведение, неприемлемое для граждан идеального государства, и поэтому он развивает учение о двух Афродитах – небесной и пошлой, в котором небесная Афродита провозглашается неким стимулом, ведущим душу к высшему благу.

Аналитика духовной культуры

Дополненная реальность: погружение в какой мир?
Игнатьев В.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-351-371
УДК: 316
Аннотация:

Предметом статьи является рассмотрение феномена дополненной реальности как особой гибридной реальности и части социального пространства. Проводится сравнение различий в подходах к интерпретации реальности в философии, социальной теории и естествознании. В качестве методологического основания исследования используются положения феноменологической социологии. Обоснована необходимость сопряжения онтологического и гносеологического ракурсов интерпретации «многослойности» социальной реальности. Отсутствие концентрации внимания в большинстве исследований на различении этих ракурсов оставляет категорию социальной реальности на периферии построения онтологий социального. И это не парадокс, а стремление избежать сложности в выборе исследовательской позиции при решении всякий раз возникающей задачи определенного класса: либо строить онтологические модели каждого слоя социального, либо вновь вступать в полемику о допустимых границах избегания солипсизма.

В статье показан один из возможных выходов из замкнутого круга полемики о демаркации онтологии и гносеологии с помощью предъявления в качестве средства разведения исследовательских ракурсов понятий «социальная реальность» и «социальная действительность». Их применение позволяет установить, что среда, формируемая дополненной реальностью, гораздо сложнее, чем представляется индивиду в его непосредственном восприятии. Она включает четыре пространства: 1) предметного мира; 2) психического мира; 3) гибридного мира как симбиоза реального и воображаемого миров; 4) симбиоза фрагментов реального мира – разорванного в пространстве и времени и совмещенного с помощью технологий в устройствах, что дает возможность индивиду присутствовать при наблюдении их совмещенного существования и оперировать с ними. Сделан вывод, что из этой особенности организации пространства с помощью дополненной реальности вытекает и специфика измененного социального пространства, в котором приходится взаимодействовать индивидам. Происходит трансформация базовой «клетки» социума – системы социального взаимодействия. Установлено, что технологии дополненной реальности предоставляют дополнительные, качественно новые возможности влияния на индивидуальные картины мира. Дополненная реальность усложняет и виртуальную реальность, внося в нее, помимо вымышленных характеристик, содержание практических действий. Дополненная реальность не только «постигает» мир, но находится с ним в непосредственном практическом контакте, превращаясь в особую сторону константной реальности. Обнаружено, что взаимодействие дополненной реальности с социальной реальностью носит реверсивный характер. Благодаря этому процессу социальная реальность из «дополненной» превращается в «сложную» реальность, качественную определенность которой можно обозначить как «гибридную социальную реальность». Ее способ существования более сложен, чем у сообщества людей, и им недоступен, пока они сохраняют биологический субстрат своей телесности. Но не менее значимым следствием для социальной и антропогенной трансформации является появление в социуме его новой структурной единицы – техносубъекта, как актора нового вида и нового агента, формирующего гибридный социум. Установлено, что пользователь дополненной реальности превращает в своем воображении предоставленные визуальные эффекты в действительно (вне воображения) существующие вещи и явления (онтологизация). Происходит и обратное движение – от иллюзий, зафиксированных в воображении как предметы (созданные дополненной реальностью), вновь в чистые иллюзии (обратное гипостазирование). Различение наблюдаемого и скрытого через введение понятий социальной реальности и социальной действительности дает возможность обнаружить более сложную структуру социального – его многослойность, дополняя онтологию социальной реальности и, в частности, реляционную теорию общества П. Донати, представлениями о таких слоях, как актуальное и потенциальное, виртуальное и действительное. В статье рассмотрена возможность распространения идеи о гетерархическом принципе устройства социума (разрабатываемой в трудах И.В. Красавина на основе модели У. Мак-Каллока) на дальнейшее развитие онтологии дополненной реальности. Формирование пространства связей с помощью технологии AR является продолжением воплощения принципа гетерархии, который выводит социальную структуру за пределы структур константного социума.

Три звена золотой цепи
Бигелоу Д.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-372-393
УДК: 82(091)
Аннотация:

В своем диалоге «Тимей» Платон описывает абстрактную числовую модель, про которую говорится, что она направляла творческую работу ремесленника, Демиурга, создавшего душу, оживляющую материальный мир в целом, а также души всех живых существ, живущих в этом мире. Любой художник или ремесленник, всерьез воспринимающий эту историю творения, мог бы обоснованно руководствоваться теми же числовыми соотношениями в своей собственной творческой работе, надеясь таким образом отразить макрокосм в микрокосме произведения искусства. Но пытались ли когда–либо в истории это сделать сами художники? Здесь будут рассмотрены три вероятных кандидата. Первый – сам Платон (в кратком повествовании о зарождении пантеона греческих богов, которое он излагает в «Тимее»). Второй – неизвестный средневековый автор эпической поэмы о Карле Великом («Песнь о Роланде», ок. 1100 г. н.э.). Третья – Айрис Мёрдок (в романе «Единорог», 1963 г.).

Рок-культура как инструмент вхождения в постиндустриальную культуру
Дюкин С.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-394-411
УДК: 304.2
Аннотация:

Рок-музыка и формируемая на ее базе рок-культура представляют собой один из методов введения социума в культуру постиндустриального общества, описанного в работах Д. Белла, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы и других авторов. Корреляция между рок-культурой и постиндустриальной культурой устанавливается на основе тождественности в аспектах ценностно-нормативной структуры общества, схожего набора практик и эволюции идентичности. В рамках рок-культуры наблюдается формирование ценностей креативности, инициативности и индивидуализма. Самостоятельность творчества становится здесь этическим императивом, преобладая над техничностью и профессионализмом, характерными для индустриальной культуры. Гипертрофированное преобладание инновации над воспроизведением традиции усиливает статус и роль автора, стремящегося к перманентному воссозданию собственного образа и собственного стиля. Другим качеством, наблюдаемым в рок-культуре и вводящим ее агентов в сферу культуры постиндустриальной, является ассимиляция творчеством повседневности. Данный фактор инициирует раскрепощение сознания и распад иерархических отношений в социуме. Также в пределах рок-культуры осуществляются свойственные постиндустриализму децентрализация, десинхронизация и дестандартизация. Порождаемая данными процессами социокультурная неупорядоченность тесно коррелирует с маргинализацией рок-культуры, с которой, в свою очередь, тесно связан дилетантизм как нормативная установка, противостоящая свойственному индустриальной культуре профессионализму. В конечном счете вышеназванные изменения влекут за собой распад существующих «больших» идентичностей, на место которых в рок-культуре приходят идентичности малых групп, обладающие малым потенциалом интернализации. Смена идентичностей, их взаимное наложение друг на друга инициируют формирование ментального плюрализма, т.е. толерантной восприимчивости к взаимоисключающим ценностям, нормативным установкам, практикам и символам. Ментальный плюрализм позволяет субъекту оперативно менять жизненные стратегии, гибко реагировать на внешние вызовы. В рок-культуре разрушаются устойчивые границы между приватным и публичным, между творчеством и обыденностью. При этом необходимо иметь ввиду, что вхождение в постиндустриальную культуру осуществляется в пределах рок-н-ролла нелинейным путем, с издержками и противоречиями.

Леонардо да Винчи. Апология глаза
Майорова Е.Д.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-412-428
УДК: 7.01; 7.03; 7.07
Аннотация:

Статья посвящена максиме Леонардо да Винчи «глаз меньше ошибается, чем разум». В ней показывается, как Леонардо приходит к идее, что живопись и занятия ею является для человека наиболее совершенным онтологическим и гносеологическим инструментом. На материале «Трактата о живописи», компилятивного собрания трудов Леонардо да Винчи, разбирается, как на первый план в культуре Возрождения выходят именно визуальные искусства (в особенности живопись). Анализируется, в чём Леонардо видит их принципиальные преимущества перед наукой, ремеслами и иными свободными искусствами. Указывается, что впоследствии искусства, сосредоточенные вокруг глаза, ви́дения, станут доминирующим вектором в культуре вплоть до современности. Также рассматриваются особенности визуальных практик Италии XIV–XVI вв., в частности, обособление художников от рамок цехового ремесла. Анализируется «богоподобная» природа творчества художника и особенности живописного «подражания». Описывается сложение такого живописного формата, как станковая картина. На примере живописного материала раскрывается, как стало возможным сведе́ние индивидуального субъективного опыта к универсальному опыту человечества благодаря объективирующим способностям глаза. Рассмотрено, как утверждается принципиальная для эпохи ценность опыта, непосредственного обращения к реальности, натуре, и концепта «варьета». В статье разбираются особенности творческого метода Леонардо да Винчи, как то: разделение картины на планы посредством ближнего зрения и да́левого видения, а также принципа сфумато. Леонардо выступает как персонифицикация творческих поисков Возрождения – его исследования подытоживают основные идеи данного периода и одновременно закладывают базу для дальнейшего развития художественной культуры на несколько последующих столетий.

Ритуал как способ трансляции идей новой духовности
Редин Ф.Д.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-429-450
УДК: 298.9
Аннотация:

В центре внимания статьи находится ритуальная практика НамМаРеал. Ее религиоведческий анализ позволяет сделать вывод о том, что современная (также «новая», «постсекулярная») духовность, несмотря на укрепляющуюся оппозицию «духовность – религия», может транслироваться через ритуал, имеющий характеристики и механизмы действия, схожие с таковыми в религиозных системах. В статье приводятся результаты качественного исследования НамМаРеал по методу обоснованной теории А.Страусса и Дж. Корбин (groundedtheory). На этой основе делается вывод о правомерности рассмотрения НамМаРеал как ритуала новой духовности. Длившееся в течение одного года включенное наблюдение, ряд интервью с участниками практики и последующая категоризация полученных данных позволили эмпирически выявить присутствие в мировоззрении участников таких смысловых единиц, как монизм, холистический характер мировоззрения, первостепенная роль личного опыта и пути к индивидуальной истине, нацеленность на достижение комфорта и успеха в земной жизни. Установлено, что НамМаРеал обладает выраженной трехчастной структурой «зачин – кульминация – развязка». Ее элементы в соответствии со своим фактическим содержанием могут быть описаны в терминах предлиминального, лиминального и постлиминального этапов, выделяемых В. Тернером в его теории ритуала. Наличие в структуре события и в конкретных символических действиях элементов творчества всех участников, вне зависимости от их ритуального статуса, драматургическое наполнение происходящего их взаимодействиями и переживаниями позволяют судить о НамМаРеал как о перформансе и солидаризоваться с Р. Шехнером в его взгляде на перформативные основания ритуальных практик. В ходе сбора и анализа данных продемонстрирован большой потенциал качественных исследовательских стратегий в деле эмпирического изучения феномена.

Три истока поэтического творения
Иванов А.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-451-472
УДК: 18
Аннотация:

В статье обосновывается существование трех типов поэтического творчества: технематического (игрового), социально-исповедального и софийного. Личностно-субъективные устремления творца и игра с языком являются основным истоком технематической поэзии. Социально-исповедальная линия в мировой поэзии берет начало с китайской «Шицзин» («Книги песен»). Это глубоко личностная реакция поэта на события, происходящие в мире, и потребность в донесении до других людей личных переживаний, созерцаний и размышлений. Особое внимание в статье уделяется софийной линии в мировой поэзии. Ее истоком выступает эйдетическо-смысловая надперсональная реальность. К ней поэт творчески «подключается» сам и приобщает к ней читателя через художественно явленное слово. Ощущение сверхличного статуса создаваемых стихов – один из важных атрибутов софийной поэзии. К ней можно отнести Гомера, Данте, Авиценну, Руми, В. фон Эшенбаха, Ли Бо, Гете, Тагора, Рильке, Д. Андреева и Икбала. В русской поэзии XIXXX веков к софийной поэтической линии примыкают Пушкин и Лермонтов, Тютчев и В. Соловьев, Блок и Гумилев, в восточной и западной – Леопарди и Гессе. Софийная поэзия выполняет важные функции в культуре. Она способна возвращать словам их первоначальный живой смысл, приобщающий к сущности вещей и к сверхэмпирической реальности Космоса. Она также открывает перед языком и национальной литературой новые эволюционные горизонты. Положение софийного поэта  оказывается двойственным, что придает его творчеству напряженный динамизм, а жизни и мироощущению трагический характер. Он одновременно живет в двух мирах: земном и надземном, чувственно-телесном и эйдетически-смысловом. Вести из эйдетических слоев мирового бытия он вынужден доносить до других людей в доступных им словах, образах и метафорах. При этом вдохновению и озарению софийного поэта всегда предшествуют напряженная профессиональная работа, смирение своей гордыни и суетных страстей.

Проблемы национального дискурса

Национально-культурные организации в современном сибирском городе: проблема этнического представительства
Дятлов В.И.,  Нам И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-473-491
УДК: 94.323.1 (571./.5)
Аннотация:

Национально-культурные организации (НКО): национально-культурные автономии (НКА), объединения, общества, центры и т.п., повсеместно возникшие в России на рубеже советской и постсоветской эпох, сегодня являются привычной частью городского пространства. Нас интересовало, почему и как эти организации оказались на пересечении этнического и миграционного дискурсов. Почти тридцатилетнее изучение этой стороны деятельности НКО Томска и Иркутска (личные наблюдения, участие в общественных мероприятиях и деятельности общественных и консультативных советов, серии интервью и опросов, материалы самих НКО и городских властей, масс-медиа) позволяют выяснить, чем были для них мигранты – субъектом/объектом патерналистской деятельности или инструментом накопления социального капитала лидерами и активистами. Удовлетворение специфических культурных потребностей представителей этнических меньшинств является не единственной, а, возможно, и не главной их функцией. Этому способствуют не просто неизбежные тесные контакты с властями, но фактический симбиоз, формально закрепленный в специальном законе о национально-культурных автономиях и в законе об общественных организациях. Результатом стала не входящая в уставные задачи национально-культурных общественных организаций деятельность по адаптации мигрантов. Власти увидели в НКО удобный инструмент управления «диаспорами», понимаемыми как организованные этнические группы, к которым принадлежат по факту рождения или происхождения и которые могут выступать в качестве самостоятельного субъекта общественных взаимодействий. Лидеры НКО рассматриваются как «начальники диаспор», облеченные правами контроля и регулирования над своими «соотечественниками». Энтузиасты развития национальной культуры (этнопредприниматели) получают санкцию властей, сравнительно небольшие, но важные материальные и символические ресурсы, инструменты для презентации себя в качестве этнической группы («диаспоры») в городском сообществе. Лидеры могут получить символические и вполне материальные бонусы, выступая в роли посредников между конструируемой ими «диаспорой», властями и «исторической родиной».

Анонсы