Содержание

Проблемы национального дискурса

Философия в СССР как предмет и тема истории философии.
Немцев М.Ю.
УДК: 111
Аннотация:

В первой части статьи определяются основные признаки господствующего «нормализующего» подхода в исследованиях истории «философии в СССР». Во второй части критически обсуждается предложенный Н. Плотниковым альтернативный подход. Затем предлагается рассматривать советскую философию» как идеальный тип философии в незападном сословном обществе власти. Выявлена интеллектуальная стратегия чистого типа советского философа: «размещение» и «мобилизация». В заключение намечено перспективное направление биографических исследований
советского опыта.

Мертвая вода, советские мыслители и гамбургский счет.
Дмитриев А.Н.
УДК: 111
Аннотация:

Статья представляет собой отклик на публикуемую в том же номере статью Михаила Немцева. Автор ставит вопрос о действительной ценности и актуальной значимости «советской философии» и предлагает понимать ее развитие как постепенное «взрыхление» идеологической почвы и формирование профессиональных философских позиций. Высказывается сомнение в эвристической ценности изучения отдельных персоналий для понимания этой истории.

Евразийский миф и евразийство.
Лихоманов И.В.
УДК: 304.2
Аннотация:

В статье исследуется феномен евразийства с позиций социологического и феноменологического подходов. Евразийство представляется как результат идеологической рационализации евразийского мифа, рожденного из чувственно-эмоционального опыта восприятия русской революции.

О русском шеллингианстве (проблема заимствования философской системы).
Филатова О.В.
УДК: 141
Аннотация:

В статье представлен анализ процесса ассимиляции философии Шеллинга в русской культуре первой трети XIX в. контексте типологии преемственности. На примере деятельности школы русского шеллингианства представлены такие уровни преемственности, как ученическое подражание, влияние традиции и ее наследование в снятом виде. Необходимо выработать методы анализа феномена преемственности в рамках философской проблематики в связи с тем, что вопрос об оригинальности русской философской мысли является одним из ключевых моментов дискуссии о концептуальном статусе русской философии.

Специфика социогуманитарного познания русской истории. К.Д. Кавелин и М.П. Погодин.
Белоус А.О.
УДК: 141
Аннотация:

Статья посвящена исторической и философской дискуссии К.Д. Кавелина и М.П. Погодина.

Сценарные варианты перспектив развития этнических сообществ (этнокультурный и образовательный аспекты).
Мазурова М.Р.
УДК: 304.4
Аннотация:

В статье проанализированы некоторые аспекты сценарного подхода в разработке проблем развития этнических сообществ, сохранения самобытной этнокультурной составляющей. В обобщенном варианте будущее этнических образований представлено следующим образом: ассимиляция, трансформация этнокультурных признаков, сохранение этнокультурной самобытности.

Обсуждаем общество

Гуманитарные и общественные науки в Новосибирске: сравнительный анализ мнений ученых.
Аблажей А.М.
УДК: 304.44
Аннотация:

Статья посвящена сравнительному анализу мнений представителей гуманитарных и общественных дисциплин, как из академической, так и вузовской среды, о важнейших сторонах их профессиональной деятельности, включая степень адаптации к изменившемуся социальному контексту. Большое внимание уделяется исследованию специфики повседневной научной работы современного ученого, его отношения к профессии, проблемы воспроизводства социального института науки в России.

Проблемы становления и развития системы социального образования в России XVIII века.
Коковин И.С.
УДК: 37.01
Аннотация:

Предметом исследования является процесс генезиса и исторической эволюции системы образования в России периода восемнадцатого столетия. В статье аргументируется тезис о невозможности возникновения на русской почве системы, транслирующей социальное знание в эпоху, предшествующую екатерининскому правлению.

Бытие сквозь призму идеи (о специфике бытия интеллигенции).
Колесникова А.В.
УДК: 111.1:130.122
Аннотация:

В статье представлен онтологический ракурс исследования специфики бытия интеллигенции, выраженной в стремлении подчинить реальную Жизнь некоей Идее (ментальной конструкции подлинной реальности, содержащей идеалы и ценностные установки). И в этом смысле интеллигенция сама предстает как особое Бытие от Идеи, рождающее идеи нового бытия и нового человека.

Философия и искусство

Произведение художественной литературы как социально-философский феномен.
Кушнаренко С.П.
УДК: 7.01
Аннотация:

Цель статьи – выделить специфику бытия произведения культуры на примере произведения художественной литературы. Эта специфика состоит в том, что произведение есть не только продукт сознания, но и условие новых актов сознания, – в силу того, что произведение художественной литературы не замкнуто в границах текста, оно отсылает к автору, читателю и социальному
контексту.

Значение направленности художественной активности (сеть «человек – текст»).
Шенцева Е.А.
УДК: 7.01
Аннотация:

В статье аргументируется необходимость обращения к понятию направленность художественной активности как способного схематизировать представления о многообразных проявлениях художественной активности человека. На основе анализа обширного количества философских исследований дается содержательное описание видов художественной активности в зависимости от направленности на различные уровни бытия (эмпирический, виртуальный, духовный)

Проблемы гносеологии

К вопросу о связи языка с реальностью.
Новоселов В.Г.
УДК: 161.1
Аннотация:

Статья посвящена семиотическому анализу понятий «значение» и «референция». На основании анализа делается вывод, что знак может отображать реальность только в процессе человеческой деятельности. Значение знака есть способ его употребления и интерпретации. С точки зрения теории означивания интерпретанты – это проверяемые и описуемые соответствия, ассоциируемые с другим знаком. Анализ содержания становится культурно-обусловленной операцией, которая осуществляется лишь с физически проверяемыми (воспринимаемыми) продуктами культуры, т.е. с другими знаками и их взаимными корреляциями. Процесс неограниченного семиозиса показывает, как означивание обрисовывает элементы культуры.

Гипотетическое знание и идентификация истинности.
Шевченко О.Г.
УДК: 167.5
Аннотация:

В статье обозначаются подходы к определению истинности научных теорий и выявляются возможные способы определения истинности гипотетического знания. Обоснована применимость гипотетического знания в научном дискурсе и выявлена составляющая этого знания, раскрывающая возможность его применения как истинностного знания.

События

О перспективах инновационного развития (Интерра-2010).
Донских О.А.,  Супрун В.И.
УДК: 316.7
Аннотация:

Обсуждается проблема соотношения понятий «модернизация» и «инновация». Рассматривается четыре типа инноваций, включая креативную деструкцию, поддерживающую инновацию, прерывную инновацию, деструктивную инновацию. Анализируются такие недостатки нашей науки и системы образования, как междисциплинарные барьеры и существенная недооценка роли гуманитарных наук, в частности, в связи с перспективами Болонского процесса.